Актуальные вопросы от рыбаков

На вопросы редакции газеты «Навигатор рыболова и охотника» ответил руководитель Верхнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Владимир Леонтьевич Султанов.

Какие ощутимые изменения коснутся рыболовов-любителей в связи с новым проектом ФЗ «О любительской рыбалке»

Проект Федерального закона «О любительском и спортивном рыболовстве» разрабатывался в развитие Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.2004 №166-ФЗ. Проект закона большой, прокомментировать его полностью сложно, но можно отметить следующее:

  • Вводится понятие «рыболовный участок» вместо «рыбопромысловый участок», что,  конечно, больше подходит для любительского и спортивного рыболовства
  • Устанавливается документ, удостоверяющий личность рыболова и дающий ему право на рыбалку, — карта рыболова
  • В соответствии с законом будут приниматься правила любительского и спортивного рыболовства

Третье чтение закона  намечено на май.

Нерест-2015 в Верхнеобском бассейне, важные моменты для рыбаков

Где больше всего нарушений обычно связанных с нерестом?

Больше всего нарушителей  правил рыболовства в нерестовый период традиционно отмечается на водоемах вблизи населенных пунктов и садоводческих обществ. Это относится и к р. Оби с притоками, и к Новосибирскому водохранилищу, и к озерам. Кроме этого, существуют определенные места концентрации рыбы, которые некоторые недобросовестные граждане знают и пытаются поймать рыбу, используя запрещенные правилами рыболовства орудия лова: сети, подъемники, экраны и т. д.

Наносится ли вред при ловле на спиннинг с берега в нерест?

Спиннинг не может причинить вред водным биоресурсам ни в нерестовый, ни в какой-либо другой период года, но при условии его оборудования традиционными приманками (блеснами, воблерами, попперами и т. д.). Вред может причинить человек, в том числе использующий в качестве орудия лова спиннинг. Однако находятся рыболовы, которые с помощью спиннинговой снасти багрят рыбу, т. е. специальными крючками ловят рыбу за различные части тела. При этом рыболову достается незначительная часть рыбы, основная часть её уходит травмированной, некоторая впоследствии погибает. Но органы рыбоохраны стараются незамедлительно пресекать такой вид браконьерства.

Расскажите об ограничениях подъезда к водоемам на транспортном средстве.

Проезжать по дороге и парковать автомобиль разрешается не ближе 50–200 метров от воды, и даже при отсутствии предупреждающих табличек административное наказание отменено не будет.

У рыболовов вызывает недовольство в первую очередь не то, что данные ограничения существуют (хотя и это тоже), а то, что об этих ограничениях никого не предупреждают. Территории водоохранных зон зачастую не отмечены специальными информационными табличками. Однако нарушение инспектором все равно будет зафиксировано и составлен протокол о нарушении.

Возможно ли создание общедоступных мест для подъезда и рыбалки для рыбаков?

Часть 1 ст.  8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за использование прибрежной защитной полосы водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности в виде административного штрафа для граждан в размере от 3 000 до 4 500 рублей, должностных лиц – от 8 000 рублей до 12 000 рублей, юридических лиц – от 200 000 рублей до 400 000 рублей.

Согласно ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территории которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохраной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливается от соответствующей береговой линии, а ширина водоохраной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы — от линии максимального прилива. При наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.

Ширина водоохраной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

  1. До десяти километров — в размере пятидесяти метров
  2. От десяти до пятидесяти километров — в размере ста метров
  3. От пятидесяти километров и более — в размере двухсот метров

Согласно п.4 ч.15 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещается движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие. Административная ответственность установлена ч.1 ст. 8.42 КоАП РФ. Как следует из положений ч.18 ст.65 Водного кодекса РФ, согласно которым установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос осуществляется в том числе и посредством специальных информационных знаков. Следовательно, наличие специальных информационных знаков является возможным, но не обязательным к установке в водоохранных зонах всех водных объектах. Запрет стоянки транспортного средства связан не с наличием  в месте остановки или движения транспорта информационных знаков, а с особым статусом воохранной зоны и установленными в ней Водным кодексом РФ ограничениями. Данные ограничения направлены на предотвращение негативного воздействия на водный объект и водные биоресурсы: общественная опасность данного  деяния выражается в угрозе загрязнения, засорения,  заиления водных объектов и истощения их вод — среды обитания водных биоресурсов, что, в свою очередь, отражается на сохранении водных биоресурсов, других объетов животного и растительного мира.

В соответствии с утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.01.2009 №17 Правилами установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов органы государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральное агентство водных ресурсов с его территориальными органами обеспечивают размещение специальных информационных знаков  на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов на дорогах, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и поддержание этих знаков в надлежащем состоянии.

Верхнеобское ТУ  Росрыболовства является органом исполнительной власти, поэтому обязано исполнять требования Водного кодекса и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Граждане, особенно общественные организации и объединения, могут обращаться в соответствующие законодательные органы с инициативой и предложениями по внесению изменений в тот или иной нормативный  акт. Общественные организации, входящие в систему Росохотрыболовсоюза, Военно-охотничьего общества, общества «Динамо», других организаций, если им небезразлична проблема рыболовов, связанная с пересечением водоохранных зон на автомобиле, могли бы выступить с предложениями по данному вопросу в интересах своих членов. Также внести предложение о создании парковочных  мест в закрепленных за ними угодьях, при этом не нарушая требований законодательства.

*Статья опубликована в газете "Навигатор охотника и рыболова" 

Администрация сайта